Наш адрес:
Тверская застава, д. 3
г. Москва, Россия
По всем вопросам звоните

8 (915) 437-80-69

Интеллектуальный вектор развития. Потенциал разума

В программах реабилитации зависимых от ПАВ, построенных на комплексной интегративной модели, потенциал разума оказывается задействованным на всех этапах и практически во всех мероприятиях. Развитие эмоциональной сферы или социальной, потенциала тела или воли требуют активного подключения когнитивных ресурсов реабилитанта.

ZC7A3424 1600x1066В программах реабилитации зависимых от ПАВ, построенных на комплексной интегративной модели, потенциал разума оказывается задействованным на всех этапах и практически во всех мероприятиях. Развитие эмоциональной сферы или социальной, потенциала тела или воли требуют активного подключения когнитивных ресурсов реабилитанта.

Выполнение аналитических заданий, упражнений на осознавание своих ощущений и восприятия, наблюдение за своим физическим и эмоциональным состоянием, контроль поведенческих реакций, ежедневное ведение личного дневника, совместная с психологом диагностика существующих проблем и изучение их причин, обсуждение иных аспектов реабилитации – все эти действия способствуют концентрации внимания зависимого, активизируют процессы осмысления происходящих изменений и таким образом стимулируют развитие его потенциала разума.

Именно об этом потенциале будет одноименный мастер-класс Светланы Сороки «Потенциал разума» 14 августа на фестивале-конференции «Психология: вызовы современности».

Особый акцент в восстановлении интеллектуального потенциала зависимого, равно как и в процессе реабилитации в целом, следует сделать на приобретении пациентом знаний о зависимости от психоактивных веществ и сопутствующих заболеваниях, о причинах её формирования, физиологическом воздействии на организм и связанных с этим нарушениях в функционировании всех его жизненных систем,

Получение объективной информации о последствиях применения ПАВ, о способах преодоления физической тяги к веществу и методах восстановительной терапии, принятие концепции зависимости как био-психо-социо-духовной болезни мотивирует пациента на его заинтересованное активное сотрудничество со специалистами реабилитационного центра для достижения конечной цели – выздоровления. 

Значение данного направления работы с зависимыми и его влияние на результативность реабилитации трудно переоценить, поскольку большинство пациентов крайне слабо информировано в этих вопросах, им свойственна подверженность широко распространённым заблуждениям относительно влияния химических веществ на сознание и психику человека. Ни для кого не является секретом, что употребление алкоголя и наркотиков овеяно множеством мифов, которые сформировались внутри самой нарко-среды и составляют даже некую систему верований, по сути дела, являющуюся лишь набором псевдоценностей и суррогатов истинного знания.

Утверждения о том, что употребление наркотиков позволяет расширять сознание, что алкоголь даёт возможность быстро и легко снимать нервное напряжение и стресс, способствует раскрепощению и стимулирует творческую активность, и другие подобного рода мифы на самом деле не имеют ничего общего с реальным положением вещей. Создание и распространение таких мифов обусловлено лишь срабатыванием психологической защиты зависимых от ПАВ, построенной на системе отрицания, необходимость оправдывать перед самим собой употребление и асоциальным характером отношения к окружающему миру.

«Действительно жить это – значит жить, располагать правильной информацией» – справедливость этого известного высказывания Норберта Винера не вызывает ни малейшего сомнения и в нашем случае, когда мы говорим о влиянии на личность употребления психоактивных веществ и зависимости от них.

Изучение достоверной информации, основанной на современных научных исследованиях, ознакомление с новейшими теоретическими и практическими изысканиями учёных в области наркологии, психологии, фармакологии и т.п. становится мощным стимулом для работы реабилитантов со своими убеждениями и установками, для реконструкции всей своей внутренней системы ценностей и приоритетов.

Вооружённый знанием механизмов воздействия психоактивных веществ на организм человека, его физиологических и психологических реакций на применение ПАВ, разрушительного воздействия ПАВ на психику и катастрофических последствий их употребления, человек обретает уверенность в своём осознанном выборе трезвого образа жизни и новый источник силы для борьбы за выздоровление.

Просветительская работа с пациентами может вестись в самых разных формах, по возможности желательно максимально задействовать все имеющиеся информационные ресурсы. В первую очередь, таким ресурсом может быть чтение ведущими консультантами центра или приглашёнными профильными специалистами лекций по наиболее актуальным вопросам, связанным с течением заболевания и методиками лечения, по всем аспектам применения принятой в центре модели реабилитации, ключевым направлениям личностного развития в процессе прохождения программы и социальной адаптации после завершения курса. 

При организации лекционных занятий следует тщательно продумать не только содержание выступления, но и форму подачи материала, обеспечить наличие необходимого технического оборудования. Лучшему усвоению слушателями лекционного материала существенно помогает задействование всех каналов восприятия, этому способствует сопровождение повествования дополнительными материалами, например, фотографиями и графическими иллюстрациями (схемами, графиками, таблицами и т.п.), демонстрация слайд-презентаций и использование прочих средств визуального характера.

Особенности восприятия информации у каждого человека носят индивидуальный характер – у кого-то больше развита зрительная память, кто-то лучше усваивает материал на слух; одному человеку проще и понятнее информация, изложенная в виде печатного текста, на другого более сильное впечатление оказывает образный ряд; кто-то быстрее запоминает сведения, когда записывает их в свою тетрадь, и так далее. С учётом всех подобного рода различий в восприятии, логично строить образовательные занятия с подключением всех каналов передачи и приёма информации. 

Структурированной подаче информации и её запоминанию слушателями способствует акцентирование лектором внимания на каких-либо ключевых моментах излагаемой темы выписыванием их на доске или флип-чарте, что позволяет также слушателю сохранить в памяти последовательность аргументации и общую целостность впечатления. Конспектирование основных тезисов доклада реабилитантами также служит этой цели. Подачу лекционного материала (30-40 минут) целесообразно сочетать с последующей дискуссией между слушателями в группе и выполнением несложных коротких заданий, иллюстрирующих обсуждаемые вопросы, для закрепления темы.

Серьёзным импульсом для развития навыков самостоятельной работы по поиску и анализу информации, а также для продолжения самообразования в дальнейшем может послужить опыт подготовки реабилитантом сообщения по какой-либо из плановых тем и выступление с небольшим докладом. Такое задание активизирует многие процессы и механизмы, способствует мобилизации внутренних ресурсов, которые ранее были не востребованы, что, безусловно, оказывает благотворное влияние на развитие всех личностных потенциалов пациента. Помимо изучения сведений по теме доклада, их анализу, сортировке и структурированию, в число поставленных таким способом задач включается и собственно выступление. 

Любое выступление перед публикой, пусть даже перед небольшой группой товарищей по программе, требует значительной концентрации внимания и усилий, ведь докладчик должен не только внятно прочитать или пересказать подготовленный текст. Для того чтобы донести максимум собранной информации для слушателей важно уметь правильно его подать – соразмерять возможности своего голоса с размером помещения, говорить достаточно громко и разборчиво, чтобы всем было нормально слышно, не слишком торопиться и не комкать фразы, грамотно использовать интонирование и паузы, иллюстративный материал.

Конечно, публичное выступление это целое искусство, и опытный оратор со временем развивает в себе особый талант увлекать аудиторию, полностью завладевать её вниманием, управлять и контролировать поведение публики. Но это уже настоящая школа мастерства публичных выступлений.

Первый опыт выступления реабилитанта перед публикой может и не быть идеальным, но он в любом случае даст положительный результат, поскольку позволит ему примерить на себя новую роль, почувствовать необходимость управления своим эмоциональным состоянием, преодоления страха и внутренней скованности, необходимость самоконтроля и внимания к деталям. Как мы видим, такая практика привлечения самих пациентов к организации и проведению лекционных занятий открывает широкое поле возможностей для их личностного развития, приобретения и закрепления новых навыков.

Просмотры образовательных кинофильмов и видеоматериалов, чтение литературы, соответствующей специфике зависимости, также в полной мере можно рекомендовать как для самостоятельного расширения горизонтов знания, так и для коллективного изучения в терапевтической или учебной группе с последующим обсуждением на семинарах.

 

О СПИКЕРЕ

СВЕТЛАНА СОРОКА – практический психолог, коуч, индивидуальный и семейный консультант, консультант по усовершенствованию реабилитационных программ, автор и тренер обучающих программ проекта «Школа консультанта по вопросам зависимости», куратор и преподаватель курсов «Социально-психологическая реабилитация пациентов с зависимыми формами поведения»; «Консультативное сопровождение пациентов с зависимыми формами поведения»; «Комплексный подход в реабилитации зависимых от психоактивных веществ» Московский Институт Психоанализа г. Москва. Автор нескольких книг о работе с зависимыми и созависимыми, куратор реабилитационной программы по развитию потенциалов у зависимого. Один из организаторов конференции «Психология: вызовы современности» (2018-2019). 

Источник: книга Алексея и Светланы Сороки «Интегративная модель комплексной реабилитации зависимых от психоактивных веществ».

Наши партнеры